Новый 2015 год может оказаться очень тяжелым для граждан России: инфляция будет расти, доходы населения сократятся, а падение курса рубля принесет больше вреда, чем пользы.
Недавно был проведен опрос более чем 40 крупнейших российских и международных компаний, работающих в сфере FMCG, финансов, телекоммуникаций, авто, ритейла и т.д.
На вопрос «Изменятся ли ваша маркетинговая стратегия и планы на 2015 год под влиянием экономического кризиса?» были даны следующие ответы:
Как видите, большинство из проголосовавших выбрало выжидающую тактику, однако 30% уже начало сокращать свои инвестиции в маркетинг.
Причины у всех разные, и разбираться в них, конечно, мы не будем. А вот разобраться в том, как правильно расходовать рекламные средства, да и как вообще узнать, что из вложенных на рекламу инвестиций окупается, а что работает в минус – постараемся.
Отслеживаем эффективность рекламных каналов на примере
Для начала давайте кратко поговорим о тех инструментах, с помощью которых будет проводиться аналитика, и какую функцию они выполняют.
Яндекс Метрика или Google Analytics
Это системы аналитики, которые устанавливаются на сайт, и которые позволяют отследить количество посетителей, время их пребывания на сайте, узнать откуда они к вам пришли и посмотреть что они там вообще делали.
Интерфейс выглядит примерно следующим образом (рис 1):
Диверсия в тылу конкурента
То есть уже на этом этапе мы можем видеть, как работает тот или иной рекламный канал, с точки зрения посещаемости. Но для аналитики этого мало. Просто большое количество людей на сайте нас мало интересует. Нам нужен какой-то результат от этих посещений. Поэтому для отслеживания результата мы должны установить цели. То есть то, ради чего мы и вкладываем деньги в рекламу. Обычно это заказ товара, услуги, заполнение формы заявки.
После установки целей мы сможем видеть, какие посещения и откуда привели к желаемому результату. А для интернет магазинов еще и на какую сумму заказали товар (рис 2):
Системы отслеживания звонков Calltracking
Принимать заказы через сайт – замечательно. Но нас ведь интересуют и звонки, тем более что во многих сферах деятельности именно звонки занимают львиную долю обращений.
Поэтому для отслеживания звонков подключаются сервисы отслеживания звонков. Принцип их работы заключается в следующем:
Одновременно находящиеся на сайте посетители видят разные телефонные номера вне зависимости от источника, приведшего их на сайт. При совершении звонка телефонный номер соотносится по времени с конкретной пользовательской сессией. Сервис регистрирует все данные этой сессии: Источник, Поисковые фразы, Устройство, Браузер – все параметры перехода посетителя, совершившего звонок.
Звонок переадресуется на ваш основной телефонный номер, а система запоминает все необходимые нам данные.
В отчетах это выглядит следующим образом (рис 3):
Или на диаграмме (рис 4):
Считаем рентабельность инвестиций
Подключив и настроив все сервисы, о которых мы с вами поговорили, и открутив рекламу в течении месяца, мы сможем свести все полученные данные воедино, и с помощью несложных математических действий разобраться в том, насколько на самом деле эффективен тот или иной рекламный источник.
Давайте проделаем это на примере какого-нибудь интернет магазина (интернет магазин в данном случае просто наиболее показательный пример. В действительности подобные процедуры можно сделать не только для интернет магазинов).
Пример:
Фирма «А» решает вложить в рекламу 10 000 руб. Из них 3 000 руб. на контекстную рекламу в Яндексе. 2 000 руб. – контекстная реклама в Google и 5 000 руб. это поисковое продвижение сайта.
Рекламный источник | Расходы на рекламу |
---|---|
Контекстная реклама Google | 2 000 руб. |
Контекстная реклама Яндекс | 3 000 руб. |
Поиск Яндекс | 2 500 руб. |
Поиск Google | 2 500 руб. |
За все то время, в течении которого мы показывали рекламу – у нас накопились данные в системе аналитики Яндекс Метрика и в системе отслеживания звонков.
Давайте создадим дополнительные столбцы в нашей табличке, и впишем туда доходы от продаж:
Рекламный источник | Расходы на рекламу | Доходы через сайт | Доходы по звонкам | Кол-во заказов через сайт | Кол-во заказов по звонкам |
---|---|---|---|---|---|
Контекстная реклама Google | 2 000 руб. | 3 000 руб | 4 000 руб. | 6 | 8 |
Контекстная реклама Яндекс | 3 000 руб. | 7 000 руб | 1 000 руб. | 15 | 5 |
Поиск Яндекс | 2 500 руб. | 4 000 руб | 6 000 руб. | 10 | 7 |
Поиск Google | 2 500 руб. | 5 000 руб | 500 руб. | 12 | 2 |
Обладая всеми этими данными, мы можем посчитать результативность каждого канала:
Доход через сайт + Доход по звонкам – Расходы = Результативность рекламного канала
Рекламный источник
|
Расходы на рекламу
|
Доходы через сайт
|
Доходы по звонкам
|
Кол-во заказов через сайт
|
Кол-во заказов по звонкам
|
Результативность рекламного канала
|
---|---|---|---|---|---|---|
Контекстная реклама Google
|
2 000 руб.
|
3 000 руб
|
4 000 руб.
|
6
|
8
|
5 000 руб.
|
Контекстная реклама Яндекс
|
3 000 руб.
|
7 500 руб
|
1 000 руб.
|
15
|
5
|
5 500 руб.
|
Поиск Яндекс
|
2 500 руб.
|
4 000 руб
|
6 000 руб.
|
10
|
7
|
7 500 руб.
|
Поиск Google
|
2 500 руб.
|
5 000 руб
|
500 руб.
|
12
|
2
|
3 000 руб.
|
Теперь давайте посчитаем цену привлечения одного клиента у каждого рекламного канала и доход от каждого клиента:
Цена привлечения клиента = расходы/общее количество заявок
Доход от клиента = доходы/общее количество заявок
Рекламный источник | Расходы на рекламу | Доходы через сайт | Доходы по звонкам | Кол-во заказов через сайт | Кол-во заказов по звонкам | Результативность рекламного канала | Цена привлечения клиента | Доход от клиента |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Контекстная реклама Google | 2 000 руб. | 3 000 руб | 4 000 руб. | 6 | 8 | 5 000 руб. | 142 руб. | 500 руб. |
Контекстная реклама Яндекс | 3 000 руб. | 7 500 руб | 1 000 руб. | 15 | 5 | 5 500 руб. | 150 руб. | 425 руб. |
Поиск Яндекс | 2 500 руб. | 4 000 руб | 6 000 руб. | 10 | 7 | 7 500 руб. | 147 руб. | 588 руб. |
Поиск Google | 2 500 руб. | 5 000 руб | 500 руб. | 12 | 2 | 3 000 руб. | 178 руб. | 392 руб. |
После того, как мы измерили наши «индикаторы эффективности» и получили информацию обо всех рекламных источниках, мы можем посчитать один из самых основных показателей — ROI (return-on-investment, «возврат инвестиций»). Этот термин выражается в процентах и показывает эффективность рекламных вложений. В общем виде формула для подсчета ROI рекламной кампании выглядит так:
ROI = (Прибыль – Затраты на рекламу) / Затраты на рекламу * 100%
Если ROI = 100%, получается, что вы получили в два раза больше денег, чем вложили в рекламу. Параметр ROI может быть и отрицательным. Однако только с его помощью можно понять, была ли рекламная кампания успешной или провалилась.
Считаем для каждого рекламного источника:
Контекстная реклама Google:
Доход – 7000 руб. Маржа – 50%. Итого в качестве дохода берем 3500
Также для других каналов:
Контекстная реклама Google: 75%
Контекстная реклама Яндекс: 41,6%
Поисковое продвижение Яндекс: 100%
Поисковое продвижение Google: 10%
Эти цифры дают наглядную картинку того, какой рекламный канал насколько эффективен (а возможно и неэффективен).
Анализ всех показателей, которые мы сейчас разобрали нужно делать каждый месяц. Понимание того, как тратятся ваши деньги, а главное с какой отдачей, в конечном итоге даст вам преимущество не только перед конкурентами, которые не ведут подробной статистики, но и позволит вам увеличить отдачу от вложенных денежных средств путем их грамотного распределения.
А мы со своей стороны можем пожелать вам в кризисный 2015 год не бояться вкладывать деньги в рекламу. Ведь в рекламе важно не то, сколько ты потратил, а важно то, сколько ты на этом заработал. Успехов вам, и процветания!