Типичные ошибки при заказе сайта

Наверняка вам, как и всем другим людям, покажется знакомой такая ситуация: вы спокойно идете по улице, и тут натыкаетесь глазами на какую-то толпу. Вам неизвестно, по какому поводу столпотворение, но тут же появляется интерес, и просто пройти мимо уже невозможно. А вдруг там что-то дают? А вдруг дешево? А как же такое пропустить?

Человеку присуще «чувство стада» - куда все, туда и я. В последнее время это особенно заметно по плодящимся, как кролики, сайтам (хотя и кролики тут могли бы позавидовать). Ежедневно мировая сеть пополняется тысячами новых веб-ресурсов, и многие из них совершенно бесполезны для пользователей. Почему же так происходит?

Чаще всего причиной является несерьезный подход к созданию сайта, причем не со стороны разработчика, а именно со стороны заказчика. Профессионалы, создающие сайты, вовсе не желают, чтобы их творение оказалось напрасной тратой времени и денег. Просто многие заказчики, решившие, что у них должен быть собственный веб-ресурс, изначально ведут себя неправильно, не давая возможности специалистам качественно делать свою работу. Ниже вы познакомитесь с несколькими типичными представителями таких несерьезных клиентов веб-студий, а также прочтете несколько советов, предназначенных именно для них.

Тип 1 – Мямля

Многие бизнесмены, имеющие собственные сайты, абсолютно равнодушно к ним относятся и никогда не интересуются, что же у них там происходит. Наняли вроде адекватного человечка для этого дела – и все, «забили», что называется.

А в то же время товар или услуги этого бизнесмена являются вполне конкурентоспособными, качественными, и расценки лучше, чем у многих, но вот клиентов из сети привлечь не удается. Все по старинке: есть магазин или компания; тот, кто видел ее на своей улице, тот и заходит, и знает, что там все неплохо, может, друзьям иногда рекомендует. Но на этом все. Массово с других улиц, городов, стран - клиенты не идут. И сколько бы их нанятый адекватный человечек не давал им полезных советов, они к ним не прислушиваются.

С оптимизацией сайтов дела обстоят похоже. Клиенты, делающие заказ на услугу сео-оптимизации, часто отказываются предоставлять конкретную и подробную информацию. А ведь без знания деталей и нюансов вашего бизнеса ни один копирайтер не сможет написать для сайта действительно продающую статью, благодаря которой клиенты начнут заваливать вас заказами.

Разберем на примере: у вас магазин по продаже купальников, сайт тоже имеется, но продажи идут не очень. Приближается лето, и вы решаете, что надо что-то делать для того, чтобы народ к вам валом повалил. И вот вы приходите в веб-студию…

Менеджер:

- Продаете купальники? Наверно, много конкурентов?

Вы:

- Само собой. Теперь на каждом захудалом вещевом рынке горы китайских дешевок, а мой качественный товар не востребован.

- Тогда давайте попробуем продвинуть ваш сайт, сделав акцент именно на качестве товара. Откуда вы их привозите?

- В этом году еще точно не определился, откуда буду заказывать: или из Турции, или с Италии. Посмотрю, кто более выгодную скидку на опт мне сделает.

- Однако для нас критично важна точная информация, потому что продвижение будет основано именно на конкретном запросе.

- Ну вы пока напишите общими словами: купальники наивысшего качества. Когда определюсь, я вам сообщу.

- Ясно. А какие расценки на купальники указывать?

- Пока с ценами тоже неопределенно, на сайте еще старый прайс висит. Если завезу товар из Турции, то будет подешевле, если из Италии – то дороже.

- Но так нельзя, пользователи ведь будут заходить на сайт и захотят сравнить цены в вашем магазине с ценами конкурентов. Вы это понимаете?

- Да хватит вам цепляться, просто напишите, что тут можно купить качественные купальники недорого, вот и все.

И вот в таком духе диалог будет продолжаться и дальше. Менеджер, послушав такого человека, составит задание для сео-оптимизатора, тот далее даст ТЗ копирайтеру, последний напишет текст, в котором будет все в соответствии с пожеланиями заказчика. То есть и купальники будут, и турецко-итальянские производители, и качество с дешевизной. Но продаж не последует. А почему? Да потому что для потребителей на сайте будет пустая информация, не говорящая ни о чем. Потенциальный покупатель, заходя на сайт, желает знать конкретные цифры, видеть конкретные модели, оттенки, нюансы доставки и т.д. Если он видит, что на сайте всей этой информации нет, он переходит на сайт того конкурента, который сразу предоставляет все подробности.

Веб-студия завершила свою задачу блестяще: и посетители на сайте есть, и немало времени тут проводят, но вот на доходы заказчика это по-прежнему никак не влияет. И в этом только его вина – нерешительность, нежелание предоставить точную информацию негативно отразилось только на его кошельке.

Тип 2 – Всезнайка

Данный тип заказчиков встречается довольно часто, и хотелось бы разобрать его на примере, имевшем место в реальной жизни. Итак, солидная компания дает заказ на создание недешевого сайта веб-студии с прекрасной репутацией. Все переговоры относительно функционала, дизайна, самой структуры сайта ведет генеральный директор компании. Очень скоро выясняется, что ведение совместных дел с ним просто невозможно – он все желает контролировать лично, даже то, в чем совершенно не разбирается. Любое изменение в планах должно быть одобрено им лично, а если он занят или недоступен, вся работа останавливается.

Однако еще хуже то, что заказчик постепенно, но неминуемо провоцирует конфликтные ситуации со всеми отделами веб-студии. Каждый день у него меняются пожелания относительно оттенка фона страниц на сайте, размера и цвета шрифта, мелких переделок функционала, структуры текстов, что абсолютно не делает никакой погоды, зато отнимает кучу времени у дизайнеров, программистов и копирайтеров. Исход очевиден: ни один из специалистов более не желает с ним общаться, а менеджер, который вынужден это делать, по сто раз на дню клянет себя за то, что связался с этим проектом.

Такой тип заказчиков – неуправляем. Он прекратит портить всем нервы только тогда, когда ему самому это надоест. В такой манере он желает продемонстрировать окружающим свою мозговитость, а заодно позабавиться на новый лад, ведь в своей компании ему такие игры уже приелись. Но с веб-студией они не пройдут, ведь из-за одного такого всезнайки страдают другие заказчики, выполнение проектов которых начинает затягиваться.

В конце концов наш всезнайка получает не полезный и функциональный ресурс, а плод своих фантазий. Никого из сотрудников студии уже не волнует, как выглядит конечный результат, им нужно побыстрее избавиться от заказа.

Тип 3 – Соглашатель

Многим менеджерам знаком последний тип – тип соглашателя с пассивным отношением к делу. С первого взгляда общаться с такими людьми – сплошное удовольствие. Они вас слушают, не перебивая, поддакивают, согласно кивают головой, но на этом обычно все. В конце концов, после многодневного общения менеджер может услышать, что все его предложения прекрасны, но лучше все оставить так, как есть.

Причины такого ответа могут быть различными. Одна из них – отсутствие полномочий у лица, ведущего переговоры с веб-студией, для принятия решений. Соглашателю необходимо все обговаривать с начальством, прежде чем дать «добро», но убеждение в правильности предложенных идей – не его конек. По этой причине такой человек, чтобы не испортить отношений ни с веб-студией, ни с начальством, одобряет определенные мелкие шажки, либо превращает все в качели: сегодня соглашается с предложенной идеей, завтра же говорит, что лучше бы оставить, как было.

Более худший вариант — это когда начальство заказчика находится в неведении относительно подробностей проекта до последней минуты. «Соглашатель» откладывает разговор с директором до конца, а в финале, когда у веб-студии практически все уже готово, оказывается, что вышестоящая инстанция наложила «вето». Оказывается, надо было не так. В результате заказчик вынужден тратить дополнительные средства, а подрядчик – время на переделку.

Если же тип соглашателя представлен самим руководителем, то это означает, что у него отсутствует заинтересованность в конечном продукте. Возможно, он просто поддался веяниям моды, а сам даже не считает, что его компании это необходимо. Спасти ситуацию и создать действительно полезный сайт в таком случае очень трудно, и возможно лишь в том случае, если попадется талантливый менеджер, которых, на самом деле, не так много.

Тип 4 - Незнайка

Такой тип заказчика, как и соглашатель, не является непосредственным руководителем компании, для которой создается сайт. Директор просто выбирает первого попавшегося сотрудника, у которого свободного времени больше, чем у остальных. Если в первый же день практически на все вопросы менеджера такой человек отвечает что-то вроде: «я не знаю точно, надо спросить у директора», то говорить с ним дальше фактически не имеет смысла. Это несерьезный подход к делу, который не принесет желаемого результата. Главное отличие незнаек от соглашателей – это то, что первые, по крайней мере, не пытаются строить из себя знающих и уполномоченных заказчиков, и вместо кивков только пожимают плечами.

Несколько полезных советов заказчикам, которые помогут избежать лишних трат времени и денег:

  • Для того чтобы добиться желаемого результата с помощью собственного веб-ресурса, вы должны максимально конкретизировать предоставляемую информацию. Чем больше подробностей относительно своего бизнеса и поставленных целей вы предоставите, тем более велика вероятность, что вы их добьетесь.
  • Не старайтесь держать все под строгим контролем, ослабьте хватку и постарайтесь понять, что люди, которым вы доверили создание своего ресурса – профессионалы в своей сфере, так же как и вы — в своей. Не портьте отношений с сотрудниками веб-студии, так как вы их впоследствии не сможете восстановить..
  • Не просто поддакивайте, а внимательно слушайте рекомендации и задавайте свои вопросы, ведь те, кого вы нанимаете, стараются выполнить свою работу максимально качественно. Им нужны не только ваши деньги, но и положительная репутация. Наплевательское отношение к своему будущему сайту не принесет желаемого результата.
  • На момент обращения в веб-студию вы уже должны иметь хотя бы небольшое представление о том, как должен выглядеть ваш сайт, какой там должен быть функционал и т.п. Посылайте на переговоры информированного человека, которому вы можете доверить принятие решений хотя бы в мелких вопросах.

Несмотря на то, что сегодня все, от детсадовских малышей до почтенных пенсионеров, пользуются интернетом и за день посещают сотни сайтов, очень мало кто знает, какой труд за этим стоит. Доверяйте профессионалам своего дела, ведь они не просто так предлагают вам различные идеи и расспрашивают вас о подробностях. Сделать сайт, благодаря которому ваша прибыль увеличится – их главная цель.